Главная
Адептам
Статьи
Партнерам
Контакты

Сравнительный подход в оценке бизнеса.

Введение в практику оценки бизнеса (предприятия) сравнительным подходом.

Экономическое содержание сравнительного подхода заключается в том, что выбирается предприятие, которое недавно было продано или акции которого имеют рыночную котировку.

По предприятию-аналогу рассчитывается соотношение между ценой продажи и важнейшими финансовыми показателями. Это соотношение называется оценочным мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на аналогичный финансовый показатель оцениваемого предприятия, определяется стоимость оцениваемого предприятия.

Пример.

Недавно продано предприятие аналог по цене 300 млн. рублей. Чистая прибыль аналога - 30 млн. рублей. Можем рассчитать мультипликатор (М) цена/чистая прибыль, получаем 10.

Известно, что чистая прибыль нашего предприятия 27 млн. рублей, таким образом, стоимость нашего предприятия равна М*ЧП=270 млн. рублей.

В зависимости от целей и условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех методов:

  • Метод компании-аналога (Метод рынка капитала) - используется для оценки стоимости одной акции или неконтрольных пакетов акций.
  • Метод сделок - используется для оценки все стоимости предприятия или контрольных пакетов акций.
  • Метод отраслевых коэффициентов - основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой продажи и определенными финансовыми показателями. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений для небольших форм бизнеса, имеющих узкую номенклатуру производства товаров или оказания услуг. Метод отраслевых коэффициентов в РФ не применяется из-за отсутствия информации.

Процедура оценки.

  • Сбор информации, необходимой для оценки.
  • Составление списка предприятий-аналогов.
  • Финансовый анализ оцениваемого предприятия и предприятий аналогов.
  • Расчет оценочных мультипликаторов.
  • Выведение среднего значения внутри каждой группы мультипликаторов.
  • Определение предварительной стоимости оцениваемого предприятия.
  • Внесение итоговых поправок.

Сбор информации необходимой для оценки.

Сравнительный подход использует два вида информации: информация фондового рынка о ценах продаж акций (Российская торговая система, ММВБ и т.д.), Финансовая информация о состоянии оцениваемого предприятия и предприятиях-аналогах (Финансовая информация по объекту оценки предоставляется заказчиком, финансовая информация по предприятиям-аналогам собирается по публикациям периодической печати)

Составление списка предприятий-аналогов.

При отборе предприятий-аналогов необходимо соблюдать следующие требования:

  • Общность отраслевой принадлежности оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов исходя из требований общего Российского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2001).
  • Приблизительное соответствие доли профильной продукции в общем объеме реализации оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов.
  • Примерно равные размеры оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов. Размер предприятия характеризуется: объем реализованной продукции или услуг, величина прибыли, число филиалов, организационно-правовая форма.
  • Сопоставимый уровень финансового риска, который характеризуется: финансовой структурой капитала (соотношение собственных и заемных средств), ликвидностью (возможностью погашения текущих обязательств текущими активами), кредитоспособность предприятия (возможностью привлекать заемные средства на типичных рыночных условиях).
  • Отсутствие существенных событий в деятельности предприятий-аналогов, которые могут привести к резкому изменению их стоимости. Отсутствие процедур слияния или поглощения.

В конечном счете, перечень критериев сопоставимости определяется наличием исходной информации и профессиональным опытом оценщика.

Финансовый анализ оцениваемого предприятия и предприятий аналогов.

Сравнительный подход использует все традиционные методы финансового анализа:

  • Анализ документа бухгалтерской отчетности (горизонтальный, вертикальный и трендовый).
  • Расчет 5 групп показателей (структура капитала, оборачиваемость, рентабельность, платежеспособность и финансовая устойчивость).
  • Анализ ликвидности баланса путем сравнения денежных средств по активам, сгруппированным по степени ликвидности с обязательствами по пассивам, сгруппированным по срокам погашения.

Основными задачами финансового анализа при оценке стоимости предприятия являются:

  • Определить положение оцениваемого предприятия в списке предприятий-аналогов в зависимости от степени близости основных финансовых показателей.
  • Выбрать наиболее подходящие оценочные мультипликаторы, которые бы учитывали различия между предприятиями.

По результатам финансового анализа составляется сводная таблица финансовых коэффициентов, которая должна содержать по объекту оценки и всем предприятиям-аналогам важнейшие финансовые коэффициенты, прежде всего:

  • Доля чистой прибыли в денежной выручке от реализации продукции.
  • Доля собственного капитала в источниках финансирования предприятия.
  • Коэффициенты ликвидности.
  • Коэффициенты оборачиваемости активов.
  • Коэффициенты рентабельности продукции.

Расчет оценочных мультипликаторов.

Оценочный мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой продажи предприятия или ценой одной акции и финансовыми показателями.

Для расчета мультипликатора необходимо:

  • Определить цену акции по всем акционерным обществам, выбранным в качестве аналогов. Если в течение торгового дня по ценной бумаге было совершено 10 и более сделок, то рыночная цена, рассчитывается как средневзвешенное значение по всем сделкам, совершенным в течение торгового дня. Если в течение торгового дня было совершено менее 10 сделок, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенное значение по последним 10-и сделкам, совершенным в течение последних 90-а торговых дней.
  • Рассчитать финансовые показатели, которые берутся либо за последний расчетный год, либо за последние 12 месяцев.

Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия использует 4 вида мультипликаторов:

  • "Цена \ Прибыль" и "Цена \ Денежный Поток" - данные мультипликаторы используются наиболее часто, поскольку информация о прибыли является наиболее доступной. Как показывает практика, крупные предприятия целесообразно оценивать на основе чистой прибыли, а небольшие предприятия на основе прибыли до уплаты налогов, поскольку в этом случае устраняется влияние льгот налогообложения. Мультипликатор, рассчитанный на основе прибыли до уплаты процентов за кредиты и налогов, рекомендуется использовать, когда оцениваемое предприятие и предприятия-аналоги имеют разное соотношение собственных и заемных средств. Под денежным поток в сравнительном подходе понимается любой показатель прибыли, увеличенный на сумму амортизационных отчислений. Мультипликатор "Цена \ Денежный Поток" используется при оценке предприятий, в активах которых преобладают основные фонды. Достоинства данного мультипликатора - возможность учета политики капитальных вложений и амортизационных отчислений на предприятии.
  • "Цена \ Дивиденды" применяется как на основе фактически выплаченных, так и потенциально-возможных дивидендов. Под "потенциальными" дивидендами понимают типичные дивидендные выплаты по группе сопоставимых предприятий, рассчитанные в процентах от чистой прибыли. Потенциальные дивиденды используются при оценке контрольных пакетов акций, поскольку собственник контрольного пакета получает право определять дивидендную политику. При оценки неконтрольных пакетов акций ориентируются на фактически-выплаченные дивиденды, поскольку владелец миноритарного пакета не сможет изменить сложившуюся дивидендную политику. Мультипликатор "Цена \ Дивиденды" рекомендуется использовать, если выплаты дивидендов имеют регулярный характер, как на объекте оценки, так и на предприятих-аналогах.
  • "Цена \ Выручка от реализации продукции" - используется при оценке предприятий торговли и сферы услуг. "Цена \ На физический объем производства" - особенность данного мультипликатора использование натуральных показателей (объемы запасов и добычи полезных ископаемых при оценки сырьевых компаний, установленная мощность при оценки энергетических компаний, количество аббонентов при оценки предприятий сотовой связи и т.д.)
  • "Цена \ Чистая стоимость активов" - применяется для оценки холдинговых компаний, а также в тех случаях, когда необходимо быстро оценить крупный пакет акций. На практике установлена следующая зависимость - чем выше эффективность бизнеса, тем больше значение данного мультипликатора.

Выведение среднего значения внутри каждой группы мультипликаторов.

Поскольку одинаковых предприятий не существует, то диапазон величины одного и того же мультипликатора по разным предприятиям аналогам может быть достаточно большим. Для оценки рассчитывается средневзвешенное значение мультипликатора. При расчете наибольший удельный вес придается мультипликаторам тех предприятий, финансовое положение которых наиболее близко к положению объекта оценки. Данные для сравнения финансового положения берутся из материалов 3-его этапа.

Определение предварительной стоимости.

В результате оценки предприятия сравнительный подход в зависимости от количества групп мультипликаторов оценщик получает несколько вариантов стоимости предприятия.

Для выведения предварительной стоимости рассчитывается средне-взвешенный значение при этом удельные веса присваиваются от полноты и достоверность исходной информации.

Внесение итоговых поправок.

В предварительную стоимости могут вносится следующие поправки:

  • Поправка учитывающая наличия у предприятия не функционирующих активов.
  • Поправка учитывающая дефицит или избыток собственных оборотных средств.
  • Премия за контрольный характер оцениваемого пакета акций и скидки за миноритарный и низкий ликвидность оцениваемого пакета акций.

Задачи к сравнительному подходу.

Задача 1

Рассчитать все мультипликаторы "Цена \ Валовая Прибыль", "Цена \ Прибыль", "Цена \ Чистая Прибыль", "Цена \ Денежный Поток"

Рыночная цена одной акции = 50 рублей.
Количество акций в обращении = 10 000 штук.
Денежная выручка от реализации продукции = 200 000 рублей.
Затраты на производство и реализацию продукции (в том числе амортизационные отчисления = 40 000 рублей) = 120 000 рублей
Выплаты процентов за кредит = 20 000 рублей.
Ставка налога на прибыль = 20%

Ц/ВП = 500/80 = 6,25
Ц/П = 500/60 = 8,33
Ц/ЧП = 500/ 60-12 = 10,42
Ц/ДП = 500 / 48 +40 = 5,68

Задача 2.

Определить рыночную стоимость акционерного общества "Юпитер", для которого акционерное общество "Сатурн", недавно проданное за 120 000 долларов является аналогом. Имеются следующие данные:

Показатели Юпитер Cатурн
Денежная выручка от реализации продукции 125К 90К
Затраты на производство и реализацию
(без амортизационных)
80К 50К
Амортизационные отчисления 25К 13К
Проценты за кредит
Уплаченные налоги

При расчете рыночной стоимости юпитера удельный вес стоимости, рассчитанной по мультипликатору "Цена \ Чистая Прибыль" - 0.75, а удельный вес стоимости по мультипликатору "Цена \ Денежный поток" - 0,25.

Чистая прибыль1 = 125-80-25-5-8=15-8=7К
Чистая прибыль2 = 12К
"Цена \ Чистая Прибыль" = 10
"Цена \ Денежный Поток" = 4,8
Первое значение стоимости: 10 * 7 = 70К
Второй вариант стоимости: 32 * 4,8 = 153,600
Средневзвешенное значение стоимости = 70*0.75 + 153,6*0.25 = 90,9К

  Вернуться

Оценка бизнеса - domkon.ru © 2008 | Права на использование материала | Системы менеджемента качества | ФСО